On-line: dusya, гостей 22. Всего: 23 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 4
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Moscow
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.06 09:24. Заголовок: Предыстория художественной гимнастики


Предыстория художественной гимнастики

Как известно, у марксизма было "три источника и три составные части". У ХГ источников было гораздо больше. Среди предшественником можно назвать Дельсарта, Далькроза, Дункан -- этих знают все. Но также и менее известных: Линга, Менсендик, Рабенек и др.

Вот интересный материал о Рабенек.

http://artmove.h1.ru/history.php?num=2#1

Кто она Элла Рабенек?

Элла (Елена) Ивановна Книппер-Рабенек, урожденная Бартельс (сценическое имя Эллен Тельс), стала первой и наиболее талантливой последовательницей Айседоры Дункан в России. Она родилась в Москве в 1875 году в семье банкира Ивана Христофоровича Бартельса. У Никитских ворот, на углу, в доме Ранцева была известная булочная Бартельс. "Краснощекая и желтоволосая дочка Бартельсов, несколькими годами меня старше, по праздникам помогала матери в большом магазине. Это мне импонировало, и мне очень хотелось с ней поговорить. Но это произошло много позднее, когда она стала известной балериной Бартельс - Рабенек", - вспоминает Маргарита Волошина, первая жена Максимилиана Волошина.

Первый муж Эллы Ивановны - Владимир Леонардович Книппер, брат Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, был адвокатом, затем певцом, режиссером и артистом Большого театра, выступавшим под фамилией Нардов. Свадьба состоялась в декабре 1902 года. А в 1904 году в Баденвейлере, где лечился Антон Павлович Чехов, Элла Книппер познакомилась с московским студентом медиком Л.Л. Рабенеком, который позднее стал ее вторым мужем.

Впервые Элла Ивановна увидела выступление Айседоры Дункан в Петербурге 11 февраля 1905 года. Увлеченная ее новаторскими исканиями, она едет учиться в Германию, где сестра Айседоры Элизабет имела школу.

Константин Сергеевич Станиславский, очень высоко ценивший искусство Дункан, предполагал предложить ей преподавать пластическое движение актерам Художественного театра, но их сотрудничество не состоялось. Вместо нее была приглашена Э. Рабенек, которая и проработала в театре с 1906 по 1910 годы. Видимо плоды ее педагогической деятельности устраивали Станиславского, который в письме из Парижа к Л. Сулержицкому в 1909 году писал, что Рабенек "в один год добивается больших результатов", чем Дункан "в восемь лет".

О том, как Элла Ивановна вела уроки пластики и ритмики, пишет в своей книге "Страницы жизни" Алиса Коонен: "Занятия дункановской пластикой были настоящим праздником. Вела их Эли Ивановна Книппер... Человек большой культуры, замечательный педагог, она умела сделать уроки интересными, увлекательными. Все упражнения, которыми мы занимались, от самых простых до самых сложных, были всегда органичны и естественны, несли точную мысль; мы прыгали через натянутый канат, кололи воображаемые дрова, даже играли в чехарду. Эли Ивановна считала, что это развивает ловкость, укрепляет мышцы. В то же время во всем этом была пластичность, красота линий - то, чем отличалось искусство Айседоры Дункан... По вечерам мы усаживались вокруг большого стола, в печке уютно потрескивали дрова, а мы или шили себе хитоны для учебных занятий, или рассматривали альбомы и репродукции, горой лежавшие на столе. У Эли Ивановны была превосходная библиотека. Она отлично знала живопись, скульптуру и рассказывала нам много интересного".

И еще отрывок из воспоминаний А. Коонен: "Оставался последний экзамен - пластика. Готовились мы к нему с большим усердием. Программа концерта была серьезная: танцевальные этюды и танцы исполнялись на музыку Корелли, Рамо, Шуберта, Шопена. Концерт наш имел большой успех... Думаю, успех объяснялся и тем, что это был первый в Москве концерт пластических танцев после выступлений Айседоры Дункан, покорившей тогда Москву".

В эти же годы Э.И. Рабенек знакомится с выдающимся русским скульптором, ученицей Родена, Анной Семеновной Голубкиной. Увидев танец Рабенек (она позировала художнику И.С. Ефимову, танцуя), Голубкина заплакала от восхищения. В московском Музее им. А.С. Голубкиной хранятся несколько набросков танцующей Рабенек.
В 1910 году Элла Ивановна открывает "Московские классы пластики", которые располагались в Малом Харитоньевском переулке, дом 4.

В один из дней 1912 года "Классы" посетил известный режиссер и литератор Николай Евреинов, который в статье, опубликованной в журнале "Театр и искусство", так отозвался об увиденном: "Там у нее прекрасная школа. Красивая, теплая. Вместо рампы - ряд белых гиацинтов в глиняных горшках. Кругом серые "сукна". Воздух надушен сосновой водой. Тихо: вдали от шумных улиц. И сама Рабенек такая тихая, уверенная знающая. Прекрасное впечатление."

Школа Рабенек много гастролировала в Европе. В 1911 году в Лондоне и Париже, в 1912 году - в Мюнхене, Берлине, Нюренберге, Будапеште. Для заграничных гастролей Рабенек взяла себе псевдоним - Эллен Тельс (сокращенно от Бартельс), так как родители ее второго мужа были против того, чтобы имя фабрикантов Рабенек украшало афиши мюзик-холлов. С1912 года гастроли студии Рабенек назывались "Tanz Idyllen" Ellen Tells.
У Рабенек занимались Л. Алексеева, Н. Белишева, В. Воскресенская, Е. Горлова, М. Ивакина, Н. Кастальская, Т. Савинская, Е. Муратова, как мы теперь знаем возлюбленная поэта Владислава Хадасевича. Некоторые из них впоследствии обрели известность как исполнительницы и педагоги.

Людмила Николаевна Алексеева - одна из первых учениц "Московских классов пластики", куда поступила по рекомендации А.С. Голубкиной. Она принимала участие во всех гастролях школы как в России, так и за рубежом и была не только одной из "прим" труппы, но и секретарем - помощницей Эллы Ивановны. Но в 1913 году Алексеева покидает Рабенек и начинает самостоятельную педагогическую и режиссерскую деятельность: создает свою школу движения, которая быстро обретает популярность и известность в Москве. С 1934 года и до своей кончины Людмила Николаевна работает в Доме ученых Академии наук. Занятия по ее методу продолжаются и по сей день.
Ученицы Рабенек В. Воскресенская и Т. Савинская покинули "Классы" еще раньше - в 1912 году. Известно, что в Интернациональном театре они поставили балет-пантомиму "Хризис" на музыку Р. Глиэра, где Савинская выступила в роли Хризис. Отзывы рецензентов на этот спектакль были достаточно критичны.

Еще одна ученица Э. Рабенек - Е. Горлова занималась у Эллы Ивановны в 1910-1912 годах, с 1914 года сама стала преподавать. С 1934 года Е. Горлова - педагог художественной гимнастики в Институте физкультуры им. Лесгафта в Ленинграде. Ее считают одной из зачинателей художественной гимнастики как вида спорта.
А Э.И. Рабенек продолжала работать.

В 1917 году судьба свела ее со Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом. Одна из свидетельниц этой встречи А.В. Смирнова-Искандер вспоминает: "В назначенный день и час мы встретились с В.Э. в студии Э.И. Рабенек. Это была большая комната с эстрадной площадкой, с громадным окном во всю стену, с мягким ковром на полу. Вся она была затянута сукном светлого тона.

Мейерхольд познакомил нас с хозяйкой, известной танцовщицей, и сказал, что вот она любезно предоставляет нам свою студию для театральных занятий и сама хочет присоединиться к ним. Но в тот день мы не занимались, а проговорили весь вечер.
...Несмотря на его (Мейерхольда - прим. автора) занятость, мы вскоре снова встретились в студии Рабенек. Это был вечер прекрасной импровизации под музыку. Он говорил, что современный актер последнее время начал осознавать значение жеста и движения на сцене, но что новый актер в новый театр должен прийти со специальными познаниями в области музыкальной и пластической".

В 1919 году Э.И. Рабенек вместе со своими ученицами эмигрировала в Вену, где в 1920 году открыла школу и выступала с концертами. В 1927 году она приехала в Париж. Здесь она также создала ставшую очень знаменитой Студию естественного движения в районе Пасси, которая успешно работала до смерти своей основательницы. Элла Ивановна Рабенек умерла 29 февраля 1944 года. Ее похоронили на кладбище Пер ла Шез, там же, где и А. Дункан, но 4 марта 1966 года ее прах был перевезен в Ниццу. Кем? Неизвестно.
Максимилиан Волошин проявлял большой интерес к деятельности Э.И. Рабенек, высоко оценивал ее постановки. Об этом свидетельствует не только публикуемая статья "Культура танца". Волошиным написаны о ней и другие материалы. В частности, в статье "Танцы Рабенек" ("Утро России", 1912) поэт утверждает, что самое ценное в области танца совершается в Москве в студии Рабенек. Сравнивая работы школы Рабенек с последними выступлениями Айседоры Дункан, он отмечает: "...Личный талант Айседоры Дункан громаден и неотразим настолько, что ей прощаешь даже ее американское безвкусие, особенно сильно выступающее на фоне Парижа. Но когда она выступает в групповых танцах вместе со своими ученицами, то после мастерских композиций Рабенек это кажется детской игрой... В искусстве созидания групповых танцев у нее (Рабенек - прим. авт.) нет равных". Элла Ивановна была лично знакома с Волошиным, очень дорожила его отношением к ее делу, вела с ним переписку.

Инесса Кулагина

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 58 , стр: 1 2 All [только новые]





Пост N: 38
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.06 09:15. Заголовок: Марта Грэхем






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 39
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.06 17:09. Заголовок: Школа Эллы Рабенек


Максимилиан Волошин о школе Рабенек:

Максимилиан Волошин

КУЛЬТУРА ТАНЦА

Последние годы в Москве были ознаменованы целым рядом школ и предприятий в области культуры танца.

Школа графа Бобринского, ныне уже закрытая, после смерти ее основателя, преследовавшего цели декоративные и хотевшего наметить свой собственный путь, отдельный от Айседоры Дункан1.

Школа Л. Р. Нелидовой2 — первая частная школа балетных танцев, открывшаяся после того, как был прекращен прием в балетные классы Московского театрального училища.

Школа Рабенек (Книппер), сперва существовавшая при Московском Художественном театре, теперь представляющая самостоятельное учреждение. Затем есть ученицы у Гзовской, есть школа Виндерович и Маршевой — отколовшихся учениц Е. И. Рабенек. Наконец, в частных домах Москвы уже даются уроки ритмической гимнастики по системе Далькроза.

Одним словом, в Москве в настоящее время можно найти представителей всех методов и направлений современного танца.

Не касаясь школы гр. Бобринского, уже прекратившей свое существование, и школы Нелидовой, остающейся в пределах классического балетного танца, я буду говорить только о занятиях и вечерах в школе Е.И. Книппер-Рабенек.

Е. И. Рабенек сама была ученицей Элизабет Дункан3, но в методе своего преподавания следует системе пластики Франсуа Дельсарте4. Так что преемственность ее идет через Дельсарте, Луи Фуллер5 и сестер Дункан.

Ее метод — это приучить тело делать простейшие движения с наименьшей затратой мускульных сил. Например: вы поднимаете руку — обычно вы прежде всего делаете движение кистью руки или локтем. Это обусловлено привычкой, выработанной условиями нашей одежды — длинными рукавами. Между тем, для того чтобы поднять руку, вовсе нет надобности напрягать мускулы ее оконечностей — требуется лишь простое напряжение плечевого мускула, а все остальные мускулы руки в то время могут пребывать в полной инертности. Если вы попробуете таким образом поднять руку, то увидите, что движение сразу станет пластичным, т. е. выявится его внутренний логический смысл: оно даст одновременно и представление о тяжести руки и ту идею экономии средств и сил, которая составляет подоснову каждого эстетического восприятия.

Таким образом, Е. И. Рабенек приучает своих учениц постепенно чувствовать вес своего тела и его отдельных частей, уметь напрячь отдельный мускул, в то время как все остальные пребывают в состоянии полного покоя. Затем идет развитие последовательности мускульных напряжений: сперва должны приходить в движение главные рычаги тела, потом малые. Таким образом, достигается впечатление, точно все движения волнообразно лучатся или текут из середины тела: восстанавливается то единство, которое нарушено в нашем теле анатомическими нелепостями нашей одежды. Те пластические движения, которые мы наблюдаем на античных вазах, барельефах и статуях, и были, в сущности, простыми и естественными жестами свободного и нагого человеческого тела, логика которого не была нарушена ни футлярами, ни повязками, ни стянутостями. То, что является для человека нашего времени наукой, там было естественными данными. К этим естественным пластическим движениям и приводит метод преподавания Е. И. Рабенек.

После этой первой азбуки движений начинаются уроки ходьбы, бега, тоже сведенных до расчленения простейших своих движений. До сих пор еще мы ни разу не упомянули ни о пластических позах, ни о танцевальных па. Но о них нет и речи в преподавании Е. И. Рабенек: танец возникает естественно и просто из этих музыкально-гимнастических движений, когда внутренняя логика жеста восстановлена, то танец является таким же естественным проявлением музыкального возбуждения тела, как стих является естественным проявлением музыкального возбуждения духа.

То, что особенно важно в методе Е. И. Рабенек, и то, что особенно отличает ее метод от метода чисто балетной гимнастики, — это полное исключение из употребления зеркала. Ее ученицы должны сознавать все свои жесты только изнутри. Они не должны ни видеть, ни сознавать себя снаружи. Жест не должен быть зафиксирован. Он должен рождаться сам по себе от каждого нового музыкального такта, меняясь, варьируясь, преображаясь согласно индивидуальности и настроению каждой из учениц. У прошедших такую школу упрощения и музыкальности движений не может быть жестов не пластических — все их движения, даже в обыденной жизни, становятся ритмичными и верными, т. е. пластическими.

«Танцуйте так, как будто вы спите», — любит повторять Е. И. Рабенек своим ученицам.

Благодаря этим приемам ни одна индивидуальная черта не может стереться и исчезнуть. Наоборот, личность каждой ученицы непрестанно растет и определяется. Особенно интересно бывает следить на уроках Е. И. Рабенек за развитием учениц от природы некрасивых. Я склонен думать, что в природе вообще не существует некрасоты, и если мы считаем известные особенности человеческого тела его некрасотой, то только потому, что эти черты еще. не утверждены в сознании самого человека как нечто ему присущее, неотъемлемое и отличающее его от других. Всякая новая красота была еще вчера некрасотой, но сегодня она выявлена потому, что утверждена и оправдана искусством. Некрасивым всегда кажется слишком отличное от принятого.

Это бывает особенно ясно, когда следишь за постепенным формированием и преображением тела, по мере того как идут уроки. По мере того как мускулы естественно развиваются и движения становятся последовательными, планомерными, приобретают струящуюся плавность, все то, что раньше казалось некрасотой, становится личностью и придает особую индивидуальную печать каждому жесту, дает особое «каше» танцам.

При этом особенно ясно становится понятным то, что в человеческом теле существует два порядка красоты: красота неподвижных форм (которую мы главным образом ценим за ее сходство с античными канонами) и красота сменяющихся движений, т. е. ритма. Эти две красоты очень часто не совпадают друг с другом и друг другу противоречат. В танце же важна только красота ритма, и красота пластических форм часто совсем сгорает перед нею.

Но мы перешли незаметно от метода танцев к самому танцу. Кроме редкого педагогического таланта Е. И. Рабенек обладает громадным художественным даром композиций. Как создательница групповых танцев, Е. И. Рабенек является уже не ученицей и продолжательницей Дункан, но совершенно самостоятельным художником, создавшим собственное свое искусство.

В течение всей этой зимы, раза два в месяц, в студии Рабенек устраивались вечера античных танцев, на которых она показывала работы своих учениц немногим приглашенным — преимущественно художникам, артистам, литераторам и музыкантам.

Как и танцы Айседоры Дункан, танцы Рабенек и ее учениц проходили под музыку Шуберта, Шопена, Грига, Гретри, Куперена. Относительно музыки известных композиторов, под которую исполняются современные «античные» танцы, существует целый ряд недоразумений. Я помню те вопли негодования, которые, лет семь тому назад, раздавались против Айседоры Дункан за то, что она смеет своими танцами профанировать Бетховена и Шопена. И до сих пор, хотя негодование этого рода уже улеглось, большая публика смотрит на эти танцы как на «иллюстрации» к музыке. Это совершенно неверно.

Ни танцы Айседоры Дункан, ни танцы учениц Е. И. Рабенек вовсе не являются «иллюстрациями» музыки.

Под понятием иллюстрации обычно подразумевается пояснительная картинка. Разумеется, эти танцы ничего не могут пояснить в той музыке, которая сопровождает их; да и классическая музыка вовсе не нуждается ни в каких пластических пояснениях. Но между музыкой и пластикой существует связь более глубокая: и та и другая возникает из одного и того же чувства ритма, заложенного в самой глубине человеческого организма.

Ритмическая гимнастика по методу Далькроза наглядно представляет выявление основных музыкальных ритмов, скрытых в теле6. Далькрозовская гимнастика преследует цели исключительно музыкальной культуры, не затрагивая области чистой пластики, т. е. экономии и логической последовательности жеста, но она с полною очевидностью показывает, что между каждым тактом, каждой нотой и известным порядком жестов связь существует и что поэтому каждое музыкальное произведение можно прочесть пластически. Но, конечно, для этого необходимо, чтобы все тело танцовщицы превратилось в чуткий и звучный музыкальный инструмент, полногласный, как целый оркестр.

К этому впоследствии и должна привести человечество культура танца. Но в настоящее время мы, конечно, только на самом начале этого пути. Пластические силы даже самой Айседоры Дункан еще недостаточны, чтобы дать полное отображение сложной музыки XIX века.

Но уже и теперь в известные моменты танцев у Рабеиек можно было уловить те мгновения, когда музыка как бы вдруг смолкала для слуха и начинала лучиться от каждого движения тела. Это было по преимуществу с музыкой XVIII века — с музыкой Глюка, Гре-три, Рамо, Куперена... Ритмы и мелодии XVIII века находятся в более простой связи с более простыми порядками движений. Они более лиричны и человечны. Они более непроизвольно уносят в радостном вихре ритмов, и тело танцовщицы более безвольно, более самозабвенно отдается им. В этих танцах («Tambourin» Рамо, «Chansona boire», «Bergeril»6*, «Скифский танец» Глюка, «Вакханалия» Шумана) самое обаятельное — то чувство радости, для выражения которого в бессознательных тайниках тела скрыто, оказывается, столько оттенков. Все древнее ликование вакханалий, дифирамбов и экстазов неожиданно поднимается из глубин плоти. Эти танцы давали в наивысшей степени подъем чистой и простой радости.

Но искусство Е. И. Рабенек в области композиции сказывалось не в них, а главным образом в сложных патетических картинах.

Под музыку григовской «Смерти Азы»7 был поставлен «Похоронный плач». Восемь женских фигур в черно-лиловых одеждах в глубине сцены давали образ смутного барельефа, и медленные их жесты развертывали целую симфонию скорби и отчаяния, гармонично торжественную в своем неторопливом течении.

К такому же священному танцу мистерий относилось и исполнение «Хорала», пластически воскрешавшего перед глазами глубину готического собора.

Подробный рассказ в танце (но без перехода в пантомиму) был дан в «Нарциссе и Эхо». (Музыка для этой композиции была написана Архангельским.) Разработка этой вещи показала, как много возможностей пластических композиций еще не использовано и какими обаятельно простыми средствами можно вызвать сложные, четкие картины в уме зрителя.

Мне довелось присутствовать при композиции и постепенном разучивании танца «Осенние листья», который не был еще воспроизведен в Москве, но готовился для Лондона, куда Е. И. Рабенек уехала в настоящее время на гастроли вместе со всей школой, как и в прошлом году.

Идея этого танца такова: отдельные вихри крутят сухие листья по два, по три, сметают их в кучу, замирают на время, и потом вновь в самой глубине группы начинается вихреобразное движение; она развертывается как бы изнутри, фигуры танцовщиц в платьях тонов отсырелых осенних листьев, в сложных фигурах носятся одна вокруг другой, не прикасаясь и не переплетаясь, а затем ветер уносит их последним порывом за сцену одну за другой, кого поодиночке, кого свивая в быстро разъединяющиеся группы, кружащиеся вокруг одного невидимого центра как двойные звезды.

Это одна из самых сложных, но и самых оригинальных композиций Е.И. Рабенек.

Сколько мне известно, осенью этого года Е. И. Рабенек предполагает выступить в Петербурге, и тогда петербургская публика получит возможность оценить не только ее композиционный талант, но и ее личные танцы, отличающиеся строгостью и лирически тонкой разработкой пластических жестов.
<1911>

Комментарии

Культура танца. Впервые: Всеобщий журнал литературы, искусства, науки и общественной жизни. 1911. №6. Печатается по тексту этого издания.

1 Дункан Айседора (1876—1927) — американская танцовщица. Статьи Волошина о творческой манере Дункан раскрывали художественные особенности ее искусства русской публике.
2 Первая в России частная балетная школа существовала в Москве до начала 1920-х гг.
3 Известная в 10-е гг. русская танцовщица и преподавательница сценического движения Елена (Элла) Ивановна Книппер-Рабенек (урожд. Бартельс, 1875—?) занималась в Германии у сестры Айседоры Дункан — Элизабет Дункан, главы школы танцев в Дармштадте; усвоив ее принципы преподавания, Е. И. Рабенек развила их и создала детально разработанную собственную методику обучения.
4 Дельсарте Франсуа Александр Никола Шери (1811—1871) — французский певец, вокальный педагог и теоретик сценического искусства.
5 Фуллер (Фюллер) Мария Луи (Лой) (1862—1928) — американская танцовщица; учительница А. Дункан.
6 Волошин писал: «Далькроз ищет для каждого музыкального такта точно соответствующего жеста. В принципе это справедливо. Но неверен сам путь: человеческое тело — источник всех наших понятий о числе и о ритме, он целиком, тиранически подчиняет музыке, являющейся идеальным выражением тех же порядков чисел, что заключены в нашем теле. Он заставляет как бы центр перемещаться соответственно произвольным положениям точек периферии, которую он принимает за периферию круга».
6* «Тамбурин», «Застольная песня», «Пастораль» (фр.).
7 «Смерть Осе» — эпизод из музыкального произведения норвежского композитора Э. Грига (1843—1907) «Пер Гюнт».
(Источник — Волошин М. «Жизнь — бесконечное познанье»; Стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников.
Посвящения / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., краткая биохроника, комм. В.П.Купченко. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 576 с: илл.)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 45
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.06 17:33. Заголовок: Элизабет Дункан


Элизабет Дункан, у которой училась Элла Рабенек:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 46
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.06 09:36. Заголовок: Стефанида Руднева






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 47
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.06 09:40. Заголовок: Студия "Гептахор" (20-е годы)






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 48
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.06 09:41. Заголовок: Студия "Гептахор" (20-е годы)






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 50
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.06 07:01. Заголовок: Марта Грэхем


На Западе естьDVD с танцами Марты Грэхем:
Martha Graham - An American Original in Performance (2002)
Price: $17.99


К сожалению, в Москве я этого диска не встречал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 51
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.06 13:19. Заголовок: Марта Грэхем


Марта Грэхем танцует "Письмо к миру" (1940) - одна из самых знаменитых фотографий:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 54
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.06 13:47. Заголовок: Medau-Schule


Германия, конец 20-х годов. Гимнастическая школа Medau-Schule:


Эта школа сохранилась до настоящего времени. Выпускницы получают
диплом, который позволяет им работать преподавательницами гимнастики,
массажистками или инструкторами лечебной физкультуры.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 594
Зарегистрирован: 08.06.06
Откуда: Латвия, Юрмала
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 11:56. Заголовок: Re:


Victor
Prostite,a chto vas svjazivaet s hudozhestvennoi gimnastikoi?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 58
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 14:18. Заголовок: Re:


Даяночка пишет:
 цитата:
Prostite,a chto vas svjazivaet s hudozhestvennoi gimnastikoi?


Мне уже не раз задавали такие вопросы. Повторю (с очень маленькими изменениями) свой ответ из другого форума.

Можно сказать -- ничто. Хотя, если чем-то интересоваться (и очень серьёзно!) почти полвека, то можно стать куда более грамотным, чем формальные специалисты в этой области. (Помните у Козьмы Пруткова: "Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння".) Можно считать меня журналистом и фотографом. Я действительно много пишу и прилично фотографирую, однако из-за того, что не состою в штате какого-либо спортивного издания, всегда имею огромные проблемы с аккредитацией на соревнованиях. Из-за этого не смог сделать очень многого, что хотел сделать и к чему был подготовлен. Моя основная профессия -- преподаватель математики в вузе, доцент.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 598
Зарегистрирован: 08.06.06
Откуда: Латвия, Юрмала
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 14:22. Заголовок: Re:


Victor
Spasibo

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 59
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 14:34. Заголовок: Re:


Даяночка пишет:

 цитата:
Художественная гимнастика-самый красивый вид спорта!



Подписываюсь под этим двумя руками!!!
И это, я думаю, объясняет мой давний интерес к этому виду спорта.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 60
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 16:45. Заголовок: Шарлотта Бара (1901-1986)


Была такая танцовщица, которая создала танцевально-гимнастическую школу
и преподавала в ней.

Шарлотта Бара (настоящее имя – Шарлотта Бахрах) родилась 20 апреля 1901 года в Брюсселе (Бельгия), умерла 7 декабря 1986 года в Локарно (Швейцария). Отец –немецкий еврей Пауль Бахрах, богатый торговец. Мать – урожденная Эльвира Бахманн.

Танцевальное образование получила в школе Айседоры Дункан и у Александра Сахарова в Лозанне. Занималась также у исполнителя экзотических восточных танцев принца Радена Мас Джоджана в Голландии. Когда началась Первая мировая война, семье пришлось покинуть Бельгию. Отец по делам уехал в Берлин, а Шарлотта с матерью жила в Ворпсведе (место, знаменитое прежде всего тем, что связано с именем Рильке). После войны жила в Берлине. Стала одной из ярких представительниц «выразительного танца» (Ausdruckstanz) – такое название в Германии получил танец последовательниц Дункан. Выступала вместе с Бертой Трюмпи и Верой Скоронель. С 1919 года жила в Асконе (Швейцария), на берегу озера Лаго Маджоре. Аскона -- место замечательное. Здесь жили и творили Рудольф фон Лабан, Мэри Вигман и многие другие танцевальные звезды. Знаменитый архитектор-конструктивист Карл Вейдемейер (1882-1976) -- близкий друг Шарлотты -- построил здесь здание Театра Сан Матерно. В 1927 году Шарлотта Бара вышла замуж за доктора психологии Карла Рюттерса. В 1927 году участвовала в танцевальном конгрессе в Магдебурге. С 1928 года преподавала в своей школе при Театре Сан Матерно в Асконе (Швейцария). После Второй мировой войны приняла швейцарское гражданство и жила в Швейцарии.

Литература:
Karl-Robert Schütze: Charlotte Bara 1901-1986. Brüssel-Worpswede-Berlin-Ascona, Berlin 2000
John Geissler, Ursula Pellaton, Letizia Tedeschi: "Charlotte Bara", in: «Memoria. Bulletin des Archives suisses de la danse», Nr. 7, 2002
(Использованы материалы http://de.wikipedia.org/wiki/Charlotte_Bara)
Театр Сан Матерно в Асконе (Швейцария, берег озера Лаго Маджоре), где с 1928 по 1958 танцевала и преподавала танец Шарлотта Бара
http://www.pkaehr.ch/immagini/Weidi/materno3.gif
Программа, выпущенная в 1928 году к открытию Школы Шарлотты Бара
http://www.pkaehr.ch/immagini/Weidi/locand1.gif
Портрета Шарлотты Бара, фотографий и рисунков ее выступлений пока не разыскал, хотя они есть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 63
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.06 17:44. Заголовок: Школа гимнастики, физиотерапии и логопедии Медау, Германия, Кобург, замок Хоэнфельс.


Основатель школы Генрих Медау – музыкант и педагог. Он обучался в университетах Мюнхена и Берлина. Изучал историю музыки, музыкальную композицию, психологию и педагогику. У доктора Боде изучал «выразительную гимнастику» (Ausdrucksgymnastik) – немецкий вариант ритмической гимнастики. В 1929 году вместе с женой Сентой открыл собственную гимнастическую школу в Берлине. Школа быстро завоевала авторитет. Ее воспитанницы выступали с показательными групповыми упражнениями на Олимпиаде 1936 года в Берлине и на Лингиаде 1939 года в Швеции. После войны, в 1954 году, семья Медау переехала на юг Германии, в Кобург. Школа разместиась в замечательных помещениях замка Хоэнфельс – бывшей резиденции герцога Вюртембергского. Ученицы школы стали получать государственный диплом по гимнастике (т.е. могли работать преподавательницами физкультуры или инструкторами ЛФК) и физиотерапии. Генрих Медау умер в 1974 году. После его смерти школой стал руководить представитель второго поколения семьи Медау -- профессор, доктор медицины (специализация в области спортивной медицины, терапии и кардиологии) Ганс-Йохан Медау. Ему помогают жена Ингрид и сын Пер Генрик.
В 1999 году в школе открыта еще одна специализация – по логопедии.

Педагогический коллектив школы установил контакты с российскими коллегами. На базе московской клинической больницы №1 летом этого года был прочитан четырехнедельный курс лекций и практических занятий по лечебной физкультуре и физиотерапии. Завтра, 15 июля, в Кобурге состоится традиционный летний праздник школы. С 30 июля по 4 августа будут проходить краткосрочные учебные курсы по гимнастике, танцу, ЛФК, физиотерапии, логопедии.

http://www.medau-schule.de/

Здание школы:


Генрих и Сента Медау:


Ученицы на занятиях гимнастикой

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 784
Зарегистрирован: 09.05.06
Откуда: Латвия, Рига
Рейтинг: 2
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 17:54. Заголовок: Re:


Краткая история российской художественной гимнастики

1934 год

При Ленинградском институте физической культуры им. Лесгафта была открыта Высшая школа художественной гимнастики (ВШХГ). Ее первыми педагогами стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики. Все они до прихода в ВШХГ имели свои студии или школы, где преподавали «эстетическую гимнастику» Франсуа Дельсарта, «ритмическую гимнастику» Эмиля Жака Далькроза, «танцевальную гимнастику» Жоржа Демини, «свободный танец» Айседоры Дункан. В ВШХГ всё слилось воедино, и с помощью мэтров балета Мариинского театра родился красивый вид спорта - художественная гимнастика.

1938 год

В Ленинграде состоялся первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием. Юлия Шишкарева, Татьяна Варакина, Антонина Башнина, Людмила Кудряшова, Татьяна Маркова, Светлана Нечаева и многие другие стали через несколько лет гордостью отечественной школы.

Март 1939 года

В городе на Неве прошли первые соревнования по художественной гимнастике, организованные преподавателями и студентами института физической культуры имени Лесгафта. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ «Буревестник», «Пламя», «Каучук», «Строитель».

Апрель 1941 года

Выпускники ВШХГ провели первый чемпионат Ленинграда. До его начала была разработана первая разрядная классификация и нормативы по художественной гимнастике. Авторами уникального проекта стали преподаватели и выпускники института физической культуры. Первой победительницей турнира по художественной гимнастике по высшему в то время I разряду стала старший преподаватель инфизкульта Юлия Шишкарева.

Декабрь 1945 года

Решением Всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика, разработанная ленинградскими специалистами, была признана единой для всей страны, что было подтверждено приказом №595 Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 22 октября 1946 года.

1946 год

В Ленинграде была защищена первая диссертация по художественной гимнастике. Автор - Раиса Варшавская, тема работы – «Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания».

1947 год

В Таллинне состоялся I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике. В том же году всесоюзным комитетом была утверждена первая типовая учебная программа для коллективов физкультуры, разработанная «генеральным штабом» ленинградских специалистов.

1948 год

Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в Тбилиси стала выпускница Института физкультуры им. Лесгафта Ариадна Башнина. В конкурсе участвовали 130 гимнасток из 8 республик: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии и Грузии.

Декабрь 1949 года

Победительницей первого чемпионата СССР в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Юлия Шишкарева).

1954 год

Появляются первые мастера спорта. Советские гимнастки начинают выезжать за рубеж с показательными выступлениями, демонстрируют свое мастерство в Бельгии, Болгарии, Франции, ФРГ, Чехословакии и Югославии.

1960 год

В Софии проводится первая международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия.

6 декабря 1963 года

В Будапеште состоялись первые международные соревнования по художественной гимнастике и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов техническим комитетом Международной федерации гимнастики было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

1978 год

В Мадриде проведен первый чемпионат Европы. Обладательницей европейской короны стала омичка Галима Шугурова.

1984 год

На Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе началась олимпийская история художественной гимнастики. Спортсменки разыграли личное первенство в многоборье. Участвовало 33 гимнастки из 20 стран. В отсутствие лидеров мировой художественной гимнастики – спортсменок Советского Союза и Болгарии – первой олимпийской чемпионкой стала канадка Лори Фанг, опередившая фаворитку – румынку Дойну Стэйкулеску.

1988 год

На Играх в Сеуле олимпийской чемпионкой впервые стала советская гимнастка Марина Лобач.

1991 год

Основана Всероссийская федерация художественной гимнастики, которая сегодня вместе со 124 другими национальными федерациями входит в Международную федерацию гимнастики (FIG).

1992 год

На Олимпийских играх в Барселоне уже не было советской команды, была лишь объединенная команда СНГ, выступавшая под белым олимпийским стягом. Явное превосходство продемонстрировали воспитанницы киевской школы художественной гимнастики. Чемпионкой стала Александра Тимошенко, а бронзовым призером – Оксана Скалдина. Обе – абсолютные чемпионки мира, ученицы известных тренеров Альбины и Ирины Дерюгиных.

1996 год

На Олимпиаде в Атланте впервые было разыграно командное первенство. Чемпионками стали испанские гимнастки. На втором месте – команда Болгарии, на третьем – Россия. Личный турнир вновь продемонстрировал успехи украинской школы. Победительницей стала Екатерина Серебрянская, бронзовым призером – Елена Витриченко. «Серебро» получила воспитанница физкультурно-спортивного объединения города Москвы Яна Батыршина.

2000 год

На Играх в Сиднее впервые в олимпийской истории командный турнир выиграли россиянки: Ирина Белова, Елена Шаламова, Вера Шиманская, Наталья Лаврова, Мария Нетесова и Ирина Зильбер. После двенадцатилетнего перерыва олимпийской чемпионкой в многоборье стала российская гимнастка. Москвичка Юлия Барсукова безупречно исполнила свои комбинации и опередила знаменитую подругу по команде Алину Кабаеву, занявшую только третье место.

2004 год

Омская художественная гимнастика впервые была представлена на Олимпийских играх. Омичка Ирина Чащина стала серебряным призером Олимпиады, уступив победу москвичке Алине Кабаевой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 126
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 10:42. Заголовок: Школа Берты Трюмпи и Веры Скоронель




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 127
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 11:28. Заголовок: Вера Скоронель


Вера Скоронель (настоящее имя – Вера Леммель) прожила короткую, но яркую жизнь.
Родилась 28 мая 1906 года в Цюрихе, умерла 24 марта 1932 года в Берлине.
У нее российские корни -- по материнской линии она была внучкой известного социал-демократа (меньшевика) Павла Аксельрода (1849/50 – 1928).
Отец – Рудольф Леммель –был известным популяризатором науки.
Танцевальное образование Вера получила в школе Рудольфа фон Лабана в Цюрихе. Ее учителями были Сюзанна Перротте и Кете Вульф. В 1921 году она провела 3 месяца в Лоэланде, а затем училась в Дрездене, в школе Мари Вигман. В 1925 году она танцевала на сценах Объединенного театра в Оберхаузене, Гладбахе и Хамборне. В 1926 году 6 месяцев выступала в театре Дармштадта. Затем вместе с Бертой Трюмпи открывает собственную танцевально-гимнастическую школу. В 1927 году исполняет сольные номера на 1-м немецком танцевальном Конгрессе в Магдебурге. Вершиной творческих достижений Веры Скоронель стал танцевальный вечер ее и ее ансамбля 5 октября 1930 года на сцене Берлинского народного театра.
Среди ее учениц -- Шарлотта Бара и Хедвига Кюнци. Вера Скоронель умерла совсем молодой (в возрасте 25 лет!) от рака крови.

Литература

Berthe Trümpy, Vera Skoronel: Schriften und Dokumente. Beiträge zur Tanzkultur, Bd. 5. Noetzel, Wilhelmshaven 2005 .

Mary Wigmans Führertum. In: Deutsche Tanz-Gemeinschaft, 2. Jg., 1930, H.
2, S. 4-6.

Peter Frank-Manuel: Zwischen Ausdruckstanz und Postmodern Dance. Dore Hoyers Beitrag zur Weiterentwicklung des modernen Tanzes in den 1930er Jahren. Dissertation Fachbereich Philosophie und Geisteswissenschaften, Freie Universität Berlin, 2004. (О Вере Скоронель -- особенно стр. 74-76).
Диссертация доступна через интернет:
http://www.diss.fu-berlin.de/2004/245/index.html

Hans W. Fischer: Körperschönheit und Körperkultur. Sport, Gymnastik, Tanz. Deutsche Buch Gemeinschaft, Berlin 1928. (О Вере Скоронель -- с. 249-251).

Rudolf Lämmel: Der Moderne Tanz. Eine allgemeine Einführung in das Gebiet der Rhythmischen Gymnastik und des Neuen Tanzes. Berlin, Oestergaard 1927.

Использованы материалы сайта:
http://www.lebensreform.ch/wiki/index.php/Vera_Skoronel

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 128
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 11:35. Заголовок: Вера Скоронель

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 155
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.06 19:33. Заголовок: Re:


Это, правда, не о художественной гимнастике, но любопытно.

Вадим Лейбовский. Синявский своей эпохи// «Спортивная жизнь России», №8, август 2006, с.12-15.

Статья к 100-летию со дня рождения спортивного комментатора Вадима Синявского.
О нем вспоминают Наум Дымарский и Александр Курашов.

16 июля 1929 года Вадим Синявский стал по радио вести уроки утренней гимнастики.
А позировала ему (выполняла упражнения) Ольга Сергеевна Высоцкая, которая позднее
стала выдающимся радиодиктором.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 156
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.06 09:43. Заголовок: Re:


Любопытная фотография помещена на обложке журнала
«Спортивная жизнь России», №3, март 2006:

занятия гимнастикой в начале 20-го века.

Занимаются в спортзале женщины -- 24 человека (4 ряда по 6 человек). Все одеты
в одинаковые темные платья со светлым воротником (типа матросских) с юбками
ниже колен. Черные чулки, черные туфли без каблуков. Урок ведет
мужчина -- усатый господин в белой майке без рукавов, облегающих черных брюках
и сапогах. Дело происходит в дореволюционной России, как можно судить по надписям
русскими буквами с твердым знаком.

К сожалению, сайт журнала (sportliferus.net) находится в состоянии разработки, и там
ничего ещё нет.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 232
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.06 19:36. Заголовок: Re:


К сожалению, фотографии, которыми я иллюстрировал предысторию ХГ, с сайта

http://film.virtual-history.com

убрали -- теперь вместо них появляется грустное лицо Бастера Китона.
Кстати, аналогичная судьба и у многих (не моих) ссылок на видео -- они достаточно быстро
перестают работать. Такова судьба многого, что удаётся найти в сети: сегодня оно есть,
а завтра -- ищи-свищи!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 238
Зарегистрирован: 30.06.06
Откуда: Россия, Moscow
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.06 23:20. Заголовок: Re:


В интернете есть интересная серия раскрашенных фотографий танцовщиц и артистов балета 30-х годов:

http://film.virtual-history.com/cigcard.php?seriesid=66

Там встречаются и те, кто стоял у истоков ХГ.
Например, Анна Дункан, Нидди Импековен, Дорис Хэмфри и др.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2511
Зарегистрирован: 16.05.06
Откуда: Германия, Гамбург
Рейтинг: 10
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.06 20:13. Заголовок: Re:


Школа ритмического танца Miss Compagnon . 1 января 1944год





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 8051
Зарегистрирован: 16.05.06
Откуда: Германия, Гамбург
Рейтинг: 44
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.07 03:19. Заголовок: Re:


Фотография 1930 года



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 24168
Зарегистрирован: 31.03.10
Рейтинг: 66
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.14 00:43. Заголовок: Некоторые фотографии..


Некоторые фотографии удалось восстановить... но не все...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2806
Зарегистрирован: 02.12.06
Откуда: Израиль, Тель Авив
Рейтинг: 36
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.14 10:44. Заголовок: Asaf Messerer - Ribb..


Asaf Messerer - Ribbon Dance (1940)
https://www.youtube.com/watch?v=q9sVxJsdB9Q

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 35443
Зарегистрирован: 31.03.10
Рейтинг: 74
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.16 12:08. Заголовок: 1908 ОИ в Лондоне h..


1908 ОИ в Лондоне







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 58 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1807
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет